Уставный Суд Свердловской области
Шапка главной страницы

 

ПРИЕМНАЯ
НОВОСТИ
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
ПРЕСС-СЛУЖБА
ОТДЕЛ КАДРОВ
Противодействие коррупции
Юбилей Уставного Суда Свердловской области
 

НОВОСТИ

*



В мае 2022 года исполняется 25 лет со дня принятия Закона Свердловской области «Об Уставном Суде Свердловской области». И именно с этого момента началось формирование уникального органа государственной власти, осуществляющего конституционное правосудие на уровне нашего региона. Основание Уставного Суда в Свердловской области стало важнейшим событием в построении федерализма, огромным шагом в деле защиты прав и свобод жителей Свердловской области.
Сегодня мы можем вспомнить, как это было. Свердловская область во многом может считаться регионом – новатором и первопроходцем. Именно здесь был принят один из первых областных Уставов (принят 25 ноября 1994 года и вступил в действие 17 декабря 1994 года), который стал образцом для создания множества других подобных документов.
Что касается непосредственно регионального органа конституционной юстиции, то идея создания Уставного Суда принадлежала Эдуарду Эргартовичу Росселю – председателю Областной Думы Свердловской области, а в последующем – первому губернатору Свердловской области. Кстати, сам термин «Уставный Суд» впервые был введен в юридический оборот именно в Свердловской области.
В обновленном российском государстве, еще только ищущем свой путь и формирующем свою структуру, сама идея учреждения регионального органа конституционной юстиции была актуальной темой для обсуждения, как в управленческих, так и в научных кругах. В итоге идея создания органа конституционной юстиции в субъекте федерации нашла поддержку в профильном комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и судебным вопросам, который только высказал пожелание более подробно определить порядок его формирования и компетенцию. В дальнейшем упоминание об уставных судах субъектов Российской Федерации появилось и на федеральном уровне, в том числе в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12 января 1996 года.
Примечательно, что в соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации, статьями 4 и 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» деятельность конституционных (уставных) судов получила свое нормативно-правовое регулирование и с учетом этого изменения была сформирована уникальная судебная система.
Для понимания причин создания Уставного Суда Свердловской области необходимо вспомнить исторический контекст. Девяностые годы были парадоксальным временем, когда существовали искренняя вера в демократические ценности, торжество права, законности, и одновременно страна находилась в тяжелейшем политико-экономическом кризисе, вызванном коренной перестройкой нашего общества. Учреждение Уставного Суда стало кульминацией прогрессивных демократических идей.
Создание Уставного Суда преследовало как минимум три цели. Первая и, пожалуй, главная – создать дополнительный механизм защиты прав граждан. А что может быть эффективнее, чем судебная защита? Вторая цель – повысить качество регионального и муниципального законодательства. Дело в том, что в тот исторический период федеральное законодательство только формировалось и многие вопросы приходилось восполнять, так сказать, «на местах». Ошибки в принимаемых правовых актах были объективно неизбежны. Третья причина – это стремление обеспечить реализацию принципа разделения властей на уровне региона и создать систему, которая наиболее бы эффективно защищала права и свободы граждан.
6 мая 1997 года Закон «Об Уставном Суде Свердловской области» подписан Губернатором Свердловской области и вступил в силу. С этого момента начал функционировать орган конституционной региональной юстиции – Уставный Суд Свердловской области, первый в Российской Федерации. Затем были созданы Уставные Суды Калининградской, Челябинской, Иркутской областей и Уставный Суд города Санкт-Петербурга.
Первые судьи – В.И. Задиора, Н.А. Жилин, А.В. Гусев, Н.Д. Мершина и Д.Н. Разин были избраны 24 февраля и принесли присягу 3 марта 1998 года. С этого момента началось и формирование Уставного Суда Свердловской области.
21 июля 1998 было провозглашено первое итоговое решение Уставного Суда Свердловской области – это было Постановление по делу «О толковании пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области в связи с запросом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области».
За прошедшие годы были приняты сотни решений Уставного Суда Свердловской области, касающихся вопросов и полномочий органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, защиты прав и свобод граждан Свердловской области.
В настоящее время в связи с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 29 июля 2021 года № 76-ОЗ, Уставный Суд состоит из трех судей – В.Ю. Пантелеева, Н.Г. Крисько и Ю.Н. Турыгина.
В течение почти четверти века, несмотря на все изменения в социальной и политической обстановке, Уставный Суд сохранял свою значимость: являлся механизмом системы сдержек и противовесов, уравновешивал законодательную и исполнительную ветви власти; также способствовал контролю за качеством регионального и муниципального законодательства, которое, к сожалению, и на современном этапе все еще отличается избыточностью, противоречивостью и не всегда соответствует высоким стандартам качества. Следует отметить, что подавляющее число дел, рассмотренных Уставным Судом, – это дела о защите социально-экономических прав граждан и защите отдельных категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д.
Сегодня, в связи с внесением изменений в Конституцию Российской Федерации, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020года, конституционная юстиция оказалась на пороге нового развития и реформ конституционного судопроизводства в соответствии с Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», который определил создание конституционных (уставных) советов в субъектах Российской Федерации.